Южный берег Крыма и Одесса. Май-2010

 

Целью поездки не было полноценное изучение Крыма, скорее знакомство в общих чертах. А также проведение первого в этом сезоне отпуска.

Долго рассказывать, что такое Крым, я думаю, не нужно, все прекрасно знают. Кто подзабыл, сможет вспомнить прочитав замечательную статью Игоря Русанова про Крым.

Время здесь - киевское, отличается от московского на час (здесь полдень когда в Москве уже 13 часов). Основная валюта - украинская гривна (на май 2010 одна гривна стоит порядка 4 российских рублей). Поезда в Крым отправляются из Москвы с Курского вокзала, станции назначения - Симферополь и Севастополь.

Симферополь

Столица автономной республики Крым. Здесь тоже есть достопримечательности: Неаполь Скифский, мечеть Кебир-Джами, Свято-Троицкий собор, музеи, пещеры, но в основные наши цели они не входили и, побродив в окрестностях железнодорожного вокзала, мы обменяли немного денег на дорожные расходы и с Западного автовокзала на маршрутке отправились в Бахчисарай.

Курс в обменниках вокруг вокзала крайне невыгодный, но деньги все равно нужны, на билеты, питание, платные справки на вокзале (хоть и написано на окошке, что за плату только письменные, по факту бесплатно разговаривать отказываются). В Бахчисарай отсюда можно уехать по железной дороге (порядка восьми электричек в день, в сторону Севастополя) или на автобусе с Западной автостанции (6 грн). Проезд по городу в маршрутке стоит 2 грн.

Бахчисарай

Условно можно разделить Крымский полуостров на три неравные части: равнинную, горную и прибрежную. Горный Крым, хоть и не содержит вершин со значительными высотами, которые могли бы быть интересны опытным альпинистам, представляет собой немалый интерес своими культурными и археологическими достопримечательностями. В этом плане Бахчисарай, если и не столица горного Крыма, то уж точно ворота в него.

Автостанций в Бахчисарае две – основная на въезде в город со стороны Симферополя и старая неработающая вблизи железнодорожного вокзала, куда отправляющиеся на юг маршрутки всё равно заезжают.

Обмена валют на автостанциях и вокзале мы не нашли (все что видели было закрыто или даже заброшено), единственный стабильно работающий обменник – от Приватбанка в здании «Детского мира». Кстати, курс там оказался совершенно приличный и большую часть денег мы поменяли именно там. Здесь же, в «Евросети», приобрели местную SIM-карту (паспорт для оформления не требуется). Подключение к МТС стоит 30 грн, из них только 5 на счету, возможно, в других местах это можно было сделать дешевле.

На маршрутке отправились в Старый город, прямо к Ханскому дворцу (на указателях официальное название – Дворец-музей, GPS-координаты N44.74839435307641, E33.881953954696655). До закрытия успели посетить экспозицию музея и погулять по его двору. Возле ворот расположены лотки уличных торговцев сувенирами и пирожками, рядом слоняется несколько зазывал в ближайшие гостиницы и харчевни. Цены встречаются с большим разбросом. В сувенирной лавке поинтересовались бюджетным ночлегом и получили подробнейшие указания, как найти дом дяди Энвера, у которого хорошо и недорого можно переночевать.

На следующий день, оставив на квартире рюкзаки, пешком отправились в Свято-Успенский пещерный монастырь и Чуфут-Кале. Дорога проходит от Ханского дворца по старой части города, очень красиво и аутентично, каменные дома и заборы, крытые дворики с собаками на крышах.

Монастырь (GPS-координаты N44.74435578470737, E33.910653591156006) был основан в XIII веке в естественных пещерах. В настоящее время на территории сложнее встретить монахов, чем паломников и туристов, массово закупающих свечки, иконки, православную литературу, продукты пчеловодства и воду из местного источника (можно набирать и бесплатно в свою посуду).

От монастыря тропа ведет к пещерному городу Чуфут-Кале (GPS-координаты N44.74077417670792, E33.92005205154419). По пути встречаются торговые палатки с широким ассортиментом горных трав и травяных чаёв, тюбетеек, поделок из дерева и глины, прочих сувениров. Цены здесь были наиболее низкими из всех встреченных нами аналогичных предложений в Севастополе и ЮБК, а тем более если сравнивать с Одессой. Но гораздо интереснее, например, древнее мусульманское кладбище с каменными надгробиями, украшенными арабской вязью. Далее основная тропа уходит налево по ступенькам от указателя на Чуфут-Кале и продолжается прямо, к большому караимскому кладбищу. Пройти к нему можно и через пещерный город, а можно от кладбища подняться к восточным воротам Чуфут-Кале и большому плато.

Перед главным входом в Чуфут-Кале можно за отдельную плату спуститься в осадный колодец крепости. Плата за вход на основную территорию – 30 грн, можно лазить по пещерам и забираться на памятники археологии. За дополнительные 10 грн открыт вход в караимские кенассы, где можно подробно ознакомиться с бытом и верованиями этого народа.

В город от монастыря мы вернулись на маршрутке, пообедали в кафе «Надежда» и, забрав рюкзаки, отправились на железнодорожный вокзал, где приобрели билеты на поезд до Одессы. К слову, билеты на Украине продаются без предъявления паспорта, а стоят значительно дешевле, чем в России. До севастопольской электрички оставалось еще много времени и мы решили ехать на автобусе. Билет Бахчисарай – Севастополь стоит 12 грн.

Севастополь

Достопримечательности Севастополя разительно отличаются от наиболее посещаемых туристами мест других городов Крыма. Наиболее интересные и популярные точки интереса здесь связаны с местами базирования Черноморского флота России и ВМС Украины, но в первую очередь в Севастополе нужно смотреть все, что связано с героической обороной города в годы Крымской войны.

На автовокзале сразу приступили к поиску ночлега. На автовокзале стояла сиротливо только одна женщина с большой и дорогой квартирой в центре. Зато на железнодорожном вокзале можно было выбрать из нескольких предложений от обступивших нас агентов и собственников. В итоге сошлись на тех же 40 грн с человека в сутки, правда далеко от центра. Оставив вещи на новом месте, отправились на вечернюю прогулку по городу. На Графской пристани, сбив цену на 40%, согласились прокатиться на катере по заливу, с экскурсией и подходом к кораблям ЧФ РФ (GPS-трек).

Домой вернулись уже за полночь. На следующий день с утра снова выехали в центр, но первым делом пошли к Владимирскому собору (GPS-координаты собора N44.610443560470266 E33.52346062660217), усыпальнице флотских адмиралов. От него мимо Петропавловской церкви вышли к Южной бухте и вдоль нее снова пришли на Графскую пристань. На катере за 2,5 грн переплыли залив на Северную сторону. Местные жители сориентировали, как добраться до Братского кладбища: это недалеко, но в гору от пристани, мы поехали на маршрутке. Само кладбище представляет собой огромную территорию, где захоронено более 40 тыс. военных моряков со времен обороны Севастополя в годы Крымской войны, а также защиты города от фашистских захватчиков. Братские могилы: каменные от царской России и кирпично-бетонные от России советской, чередуются с надгробиями офицеров флота и адмиралов. В центре кладбища находится Свято-Никольский храм в форме четырехгранной пирамиды, увенчанной крестом. Слева и сзади от него, если смотреть от главного входа расположены захоронения периода СССР с грандиозным памятником скорбящему матросу, там же захоронены погибшие моряки крейсера «Новороссийск» и АПРК «Курск».

С кладбища пешком отправились на пляж Учкуевка, один из лучших в городе, пообедав недорого в кафе по пути.

На катере вернулись на Южную сторону и поехали на Исторический бульвар, к панораме «Оборона Севастополя» (GPS-координаты N44.59545619015264 E33.5233211517334). Касса уже закрывалась, мы успели как раз к последней экскурсии. Пройдя от Четвертого бастиона, где воевал Л. Н. Толстой по бульвару к памятнику Тотлебену, сели на маршрутку и поехали на Малахов курган. Здесь, к сожалению, экспозиция была закрыта – выходной. Завершить культурную программу дня было решено на Инкермане. Куда мы и приехали незадолго до заката. Сначала пошли в монастырь, а от него через кладбище поднялись к башням средневековой крепости Каламита (GPS-координаты крепости N44.603596 E33.607913). Чудесные закатные виды, цветущие маки. Чуть поодаль – два захоронения, одно, 1938 года, погибшему летчику, второе – пулеметчику Дмитриченко.

По возвращении в город немного погуляли по набережной. По вечерам здесь играют уличные музыканты, жизнь кипит.

Квартира была оплачена до середины дня, с утра поехали в Херсонес. На входе уговорили купить билет на фото-съемку (10 грн), объяснив, что штраф составляет гораздо большую сумму. А в музее отогнали от детской экскурсии: «Эта экскурсия оплачена, пройдите к другой экспозиции». Методично обошли всю территорию заповедника, зашли в собор Св. кн. Владимира (GPS-координаты N44.612131 E33.493452), искупались в море, поглазели на корабли в Карантинной бухте.

Забрав вещи, поехали сначала в Балаклаву, где пообедали и поднялись к башням генуэзской крепости Чембало (GPS-координаты N44.494056 E33.598423). А вот музей "Подводная база флота" (GPS-координаты N44.500607 E33.596706) был уже закрыт - увы, в другой раз. Уехать отсюда в Ялту напрямую не получилось, пришлось вернуться в Севастополь.

Ялта

Незадолго до заката вышли из автобуса на Севастопольском шоссе. Пока в переулках Алупки, которые, вдобавок ко всему, еще и разбросаны на разной высоте, нашли нужный адрес, стемнело, поэтому не откладывая завалились спать.

Наутро, получив от хозяйки квартиры напутствия и рекомендации, отправились в Воронцовский замок (GPS-координаты N44.42397290075389 E34.066007137298584). От него спустились к скале Айвазовского и Чайному домику, поднялись к хаосам и через парк вышли на дорогу в Мисхор.

К канатной дороге на Ай-Петри (GPS-координаты нижней станции N44.42558196555326 E34.07027721405029) пошли пешком. По пути с предложениями услуг встречались таксисты. Речевка стандартная: мы вас поднимаем на машине по серпантину, показываем леса и реки (GPS-координаты водопада Учан-Су N44.4924951229735 E34.092442989349365), а также место где снимали «Кавказскую пленницу», а вниз вы спускаетесь по канатке по такому же тарифу (50 грн с человека). От их услуг мы отказались, тем более что денег с собой у нас было только в одну сторону. Были еще рубли, но не было обменников. В итоге после непродолжительного совещания приняли стратегическое решение – подняться на подъемнике, а назад возвращаться по обстоятельствам.

Прибывающих на яйлу встречают зазывалы из харчевен и таксисты с предложениями скоростного спуска на автомобиле. Мы для начала поднялись на зубцы (вход на тропу 10 грн с человека, но можно обойти ее бесплатно). Деньги поменяли у одного из торговцев, правда, пришлось для этого купить у него орехов, но цена была приемлемая. Спускаться пешком не стали, поскольку тропа приводит в Мисхор, а в наших планах на сегодня была Ливадия, да и времени оставалось уже не так много, поэтому поехали на авто. Это была роковая ошибка. Водитель сильно торопился в город, поэтому гнал по серпантину во весь дух. К середине спуска виды за окном перестали радовать глаз а постоянное чередование левых и правых крутых поворотов закружило голову так, что к Ливадийскому дворцу (GPS-координаты N44.46795337881513 E34.14325475692749) мы приехали в несколько невменяемом состоянии и с зеленоватым оттенком лиц. Хотя, наверное, затяжной подъем (практически на 1200 метров) мог быть более утомительным (GPS-трек).

Придя в себя, отправились смотреть дворец, где до революции проводили летний отпуск члены императорской семьи, а в 1944 году прошла ялтинская конференция глав СССР, Великобритании и США. К сожалению, основные экспозиции дворца были закрыты (выходной в понедельник и вторник), остались доступны только Итальянский дворик, домовая церковь и почему-то музей восковых фигур.

Из Ливадии пешком пошли в Ялту, прошли через Приморский парк, погуляли по набережной. На автобусе уехали в Гаспру и закат этого вечера встретили на площадке замка Ласточкино гнездо. В Алупку, по традиции, вернулись затемно и снова плутали в переулках.

На следующее утро в Ялту поехали уже на маршрутке и с вещами. На Спартаке пересели на маршрутку 8А и поехали в дом-музей А. П. Чехова в Ялте. Дом, построенный архитектором Шаповаловым с учетом пожеланий писателя, безусловно, прекрасен, как и сад, большинство деревьев в котором Чехов высаживал сам.

От музея к Спартаку спустились пешком, благо недалеко. Дальше пошли по Пушкинской улице. Обедали в столовой «По-домашнему» рядом с костёлом. Погуляли по набережной и с улицы Кирова на троллейбусе поехали на автовокзал. В Симферополь решили ехать автобусом, это едва ли не в два раза быстрее междугородного троллейбуса, а дороже лишь на несколько гривен. Но рогатый уже отравлялся, выглядел вполне современно, и в последний момент планы изменились – захотелось вкусить экзотики.

Одесса

Поезд из Симферополя в тот день был только один, ночной, прибытием в 8 утра.

Квартиру снять здесь – не проблема, люди с табличками встречают выходящих из поезда на платформе, в здании вокзала, на выходе из него. Кстати, на вокзале есть и официальное квартирное бюро. Но мы собрали вокруг себя несколько предложений, озвучили требования, на демпинг согласился только один, да и тот по пути к месту цену всё-таки поднял. Средняя цена, которую тут нам озвучивали – 150 грн. Сошлись на 130, но в центре, на углу Екатерининской и Базарной.

Бросив рюкзаки, отправились знакомиться с городом. В школах Одессы в этот день проходили Последние звонки и по улицам слонялись стайки выпускников. Наш путь пролегал по Ришельевской до оперного театра, по Ланжероновской и Дерибасовской к памятнику М. С. Воронцову и, чуть дальше, Вере Холодной. Город с первого взгляда потряс широтой архитектурного размаха и богатством вкуса. Прошли по Приморскому бульвару и спустились к Морвокзалу по Потемкинской лестнице.

Дом-с-одной-стеной, одну из достопримечательностей Одессы, местные жители, увы, не сразу смогли нам показать. Хотя находится он в центре, между памятником Екатерине II и Тещиным мостом. Обедать пошли в «Пузату хату», заведение, напоминающее московские «Му-му», с той лишь разницей, что персонал говорит с посетителями исключительно по-украински.

По Преображенской улице прошли пешком до Привоза, от него вышли на Куликово поле, побродили в сквере на букинистическом развале и на маршрутке поехали в Аркадию, на пляж. Пляж, кстати, неплохой и бесплатный.

Вернулись обратно на железнодорожный вокзал и от него по Пушкинской улице пошли в сторону моря. Здесь на порядок больше интересных зданий, чего стоит, например, Одесская филармония.

Для ужина выбрали столовую «Жарю-парю» на Преображенской, цены тут на порядок ниже «Хаты». Затем от памятника Вере Холодной по ул. Л. Толстого вышли в старый мещанский райончик, здесь уже не было богатых помпезных особняков, но дворики имели свою привлекательность, особого рода провинциальный уют. Мимо лютеранской кирхи вышли на Дворянскую улицу и на Приморский бульвар через городской парк с памятником Л. Утесову.

Стемнело, и начался дождь, а мы направили свои стопы домой, захватив по пути в круглосуточном универсаме на Екатерининской продуктов на завтрак.

Наутро, сдав квартиру, забросили рюкзаки в камеру хранения. В нашем распоряжении было еще несколько часов до московского поезда. Для начала пошли в район кирхи, где закончили прошлый день. Там готовилась свадьба, съезжались нарядные гости в строгих черно-белых нарядах. Затем поочередно прошлись по улице Екатерининской и Александровскому проспекту, зашли в Троицкую церковь и католический костел.

Пообедав, уехали на вокзал, забрали вещи и погрузились в поезд.

Фотографии


Крым / Андрей Панисько / 31.05.2010

facebook.com Google Buzz vkontakte.ru Twitter Livejournal Livejournal

Постоянная ссылка на этот отчёт: http://ourways.ru/reports/report-47.html

Комментарии

Добавить комментарий