Торжок

 

О городе

Торжок из числа тех небольших русских городков, которые сыграли свою роль в истории страны и навсегда остались в тени более удачливых соседей, ставших туристическими или  областными центрами. Хотя было время, когда Торжок воевал с Тверью, спасал Новгород от монголо-татарских орд и торговал со всей Европой.

Опутанный сетью речных торговых путей и сухопутных волоков, связывающих сразу три реки, текущих в разные стороны: Волги, Днепра и Западной Двины, город всегда жил за счет торговли и именовался Новым Торгом.  Будучи форпостом Новгорода на его юго-восточной границе, Торжок первым принял на себя удар монголо-татар в 1238 г., две недели держал осаду, в конце концов был взят и разорен. Татары спешили дальше на богатый Новгород, но было уже поздно – весна растопила льды и разморозила болота. Новый Торг после того нашествия стали именовать уничижительно Торжком, хотя его жители до сих пор гордо зовутся новоторами.

Впоследствии город неоднократно разоряли, жгли, морили эпидемии, но пока нужен был водный путь из Волги в Балтику, Торжок всякий раз вставал на ноги. При Петре I сухопутный «вышний волочек» заменили каналы и река Тверца, на которой стоит Торжок, стала частью искусственного водного пути, столь необходимого молодому Санкт-Петербургу для получения стройматериалов и продовольствия из центральной и южной России. Чуть позже через Торжок прошел и сухопутный тракт Москва – Петербург. Обслуживание торговых путей давало Торжку средства к существованию. В нем построили путевой дворец, в котором могли отдохнуть от изнурительного путешествия царские особы, почтовую станцию, постоялые дворы и торговые ряды. Шутка ли по одному только водному пути в начале XX века проходило до 4 тысяч барок в год! Город рос, богател и даже мог позволить себе оплачивать услуги столичного архитектора местного уроженца Николая Александрович Львова, который заполонил Торжок провинциальным классицизмом, колоннами и башенками.  

Благополучию Торжка положила конец Николаевская железная дорога, прошедшая через Тверь и принявшая на себя основной грузовой и пассажирский трафик между двух столиц. Новоторские купцы организовали строительство железной дороги, соединившей Торжок с Тверью и Ржевом, но золотой век города был позади.

Следы былого богатства Торжка разбросаны и по его окрестностям. По пути в Торжок мы посетили с экскурсией усадьбу Глебовых-Стрешневых в селе Знаменском, переименованном ими ни много, ни мало в Раек. Богатый муж построил усадьбу в виде ожерелья собственной супруги: дворец в виде бриллианта, четыре флигеля в качестве инкрустированных вкраплений, триумфальные ворота вместо замочка, объединенных в единое целое стройной колоннадой. Весь ансамбль и дворец словно бы высокомерно молчат, помня о своем аристократичном происхождении, когда по территории усадьбы гуляют, раскрыв рты, гости. Во флигелях располагался театр и библиотека, в которые можно было пройти по крыше колоннады, оранжерея, в которой растили ананасы и арбузы. Во дворце над лестницей был устроен прозрачный фонарь и лучи солнца, преломляясь, падали строго на свою ступеньку, освещая каждый час новую, пол танцевального зала вибрировал, уходя из под ног танцующих пар, а сверху через купол лился солнечный свет и музыка, скрывавшегося под крышей оркестра. Умели люди жить.

Отчет о поездке

Другой такой же благородной усадьбе – Василево, в которую мы поехали после, повезло меньше – от нее остался один Чертов мост, сложенный все тем же Львовым из валунов на мотивы древнеримской архитектуры. Сейчас в Василево музей деревянного зодчества Тверского края.

В Торжке кроме осмотра следов творчества Львова были мы с экскурсией в золотошвейном училище. Город славен вышивкой золотой нитью – золото очень гибкий металл, его тонкую нить можно вставить в иглу. В Торжке промысел поставлен на промышленную основу – работает целая фабрика, которая в свои лучшие годы шила костюмы для оскароносной картины «Война и мир» С. Ф. Бондарчука.

Впервые опубликовано: http://perekati-pole.ru/


Тверская область / Павел Казанцев / 04.03.2011

facebook.com Google Buzz vkontakte.ru Twitter Livejournal Livejournal

Постоянная ссылка на этот отчёт: http://ourways.ru/reports/report-54.html

Комментарии

Добавить комментарий