ПВД усадьба Молоди — усадьба булочника Филиппова
Поход выходного дня на велосипедах. Протяженность маршрута - 53 км, продолжительсть с привалом 8 часов. Дата поездки - 9 августа 2008 года.
Описание маршрута
Маршрут начинается на станции Колхозная Курского направления железной дороги. Территориально это Чеховский район Московской области. На электричке сюда ехать чуть больше часа. На автомобиле 56-й километр шоссе Москва - Симферополь М2 "Крым". (См. карту)
На платформе спускаемся по лестнице, переходим пути и по дороге въезжаем в поселок. Перед перекрестком с трассой М2 есть тротуар, по нему доезжаем до моста через речку Рожайка и переезжаем трассу, затем по другой ее стороне пересекаем реку и попадаем к церкви. Сразу за ней - усадьба Молоди.
Первое упоминание в летописи о селе Молоди связано с исторической битвой, состоявшейся в 1572 году между русским войском под командованием боярина князя М.И.Воротынского и татарско-турецким войском под командованием крымского хана Девлет-Гирея. Несмотря на двойное превосходство в численности татарско-турецкого войска, полководческий дар князя М.И.Вороиынского и умелое использование русскими передвижных крепостей "Гуляй поле" предрешили исход битвы. В 1699 году Петр I пожаловал вотчину боярину Ф.А.Головину, на землях которой он построил каменную усадьбу со службами и разбил парк с гидросистемой, сохранившиеся до наших дней. В 1862г. усадьба перешла во владение Бестужевым. В конце XIX века часть усадебных построек была сдана внаем под дачи. Несколько лет в усадьбе жил со своей семьей замечательный русский художник, профессор живописи Л.О.Пастернак, который описал свое пребывание там летом 1912г. в автобиографичесой повести "Люди и положения".
Здание в настоящий момент пребывает в ужасающем состоянии, перекрытия и крыша разрушены, внутри мусор, заросли крапивы. Частично сохранился парк, вплотную окруженный огородами местных жителей.
После осмотра усадьбы и парка возвращаемся на платформу тем же путем и едем дальше. Перейдя железную дорогу едем прямо через поле мимо дачных поселков и попадаем на бетонную дорогу, на ней поворачиваем налево. На перекресте возле огромной кучи навоза - направо, дальше перекрестков уже нет, дорога идет через лес и приводит в очередное садовое товарищество. Надо проехать через него прямо, в конце свернуть налево - тут уже другие дачи, в промежутке между застроенными участками есть пустой, в нем калитка, за калиткой мост, за мостом - тропинка по лесу. Таким нехитрым образом можно попасть в деревню Сандарово. Заблудиться здесь сложно, но дорогу можно спросить у дачников. (См. карту)
От Сандарово легко ориентироваться - здесь путь пролегает через всю деревню, затем через дачи автогаража Московского почтамта. В конце концов, дорога переходит в лесную тропинку вдоль железной дороги. На велосипеде здесь местами не проехать - поперек лежат поваленные деревья. Через 3 километра от деревни линия железной дороги поворачивает налево, через 500 метров от поворота - полустанок, это ориентир - здесь начинается широкая, всесезонная тропа к деревне Жохово.
От Жохово начинается хорошая асфальтовая дорога, практически без машин. Правильное направление при выезде из леса - направо на асфальт. На Т-образном перекрестке поворачиваем налево.
Дальнейший путь может пролегать в нескольких вариантов, мы свернули на первом повороте направо и поехали через Зыбино и Свитино, можно было продолжить ехать прямо, к селу Кленово. Мы, правда, в итоге все равно приехали в Кленово, пропустив поворот направо сразу за мостом через Мочу.
В Кленово большой магазин и рынок возле него. Здесь закупаемся продуктами для обеда и едем к церкви (ее купола видно издалека). От церкви крутой спуск ведет к реке, где можно найти живописное место для привала.
После привала выдвигаемся к конечной точке маршрута - усадьбе булочника Филиппова, на территории которой сейчас размещается олимпийская спортбаза. Место это примечательное сразу по двум причинам. Во-первых, усадьба находится на месте старинной крепости Перемышль, построенной тут ориентировочно в 12-13 веке. Ну и во-вторых, интересна архитектура самой усадьбы. Есть мнение, что главный ее дом строил архитектор Н.А.Эйхенвальд, построивший здание знаменитой тогда на всю страну булочной в Москве на углу Тверской улицы и Глинищевского переулка.
Хлебо-булочная фирма, доставшаяся по наследству Дмитрию Ивановичу Филиппову от отца, уже имела статус "Поставщика двора Его императорского Величества", и к тому времени насчитывала 34 торговых и производственных здания. На предприятиях производилась различная продукция: богатый ассортимент хлебных и кондитерских изделий, карамель, мармелад и пр. Сеть булочных включала помимо Москвы также Санкт-Петербург, Тулу, Саратов, Ростов на Дону. В 1905 г. фирма обанкротилось, в 1915 г. вновь оказалась в руках династии Филипповых, а в 1917 г. была национализирована.
Место, выбранное для загородного имения отличается красотой и изысканностью природного ландшафта. Въезд в усадьбу устроен между двумя валами, в основании которых располагались водоёмы. Один из них, значительно обмелевший, можно видеть и сегодня.
Из Кленово отправились по трассе (от церкви указатель на Подольск), через 3 километра свернули направо у Киселево на шоссе Подольск - Малоярославец и на ближайшем повороте через 3 километра снова направо - опять отличный асфальт и практически полное отсутствие машин. Возле шлагбаума дачных поселков "Звезда" Генерального штаба дорога поворачивает налево. По мосту пересекаем в очередной раз Мочу и подъезжаем к воротам военного городка. (См. карту)
Городок проезжабельный, рядом с КПП имеется калитка. По центральной дороге поднимаемся к постройкам воинской части, у столовой поворачиваем налево и аккуратно огибая плац между столовой и казармой выезжаем с территории части. Тропинка через заросли крапивы выводит на поле, где ведутся строительные работы. Туда ехать не надо, сразу за деревьями необходимо свернуть налево, на тропинку вдоль опушки. Мы же потеряли много времени пытаясь эту тропку опыскать в районе стройки.
Тропа уходит в лес и через пару километров выводит на окраины спортбазы. Спортбаза на карте обозначена как дом отдыха в двух километрах восточнее села Сатино-Татарское. Люди, живущие тут, мало знают об усадьбе, поэтому спрашивая у них дорогу, лучше ориентироваться на гостиницы и админцентр. проезжая по аллее, оставляя стадион и бассей справа надо повернуть налево, проехать через большие металлические ворота и прямо по дороге до конца - она приведет к главному зданию усадьбы.
В бывшем доме Филлиповых располагается сейчас медицинский центр спортбазы. Само здание сохранилось нормально, благо что возраст его чуть более ста лет. Но никаких работ по поддержанию его состояния не ведется, местами осыпалась штукатурка, в некоторых окнах выбиты стекла.
После осмотра усадьбы и парка отправляемся домой - ближайшая станция железной дороги - Гривно (город Климовск). Проехать сюда можно по Малому кольцу А107, но мы выбрали альтернативный путь. На выезде из спортбазы справа в заборе есть проем, за ним - отличная полевая дорога вдоль березняка. Она приводит прямиком в деревню Никулино. Здесь можно посмотреть Спасский храм, построенный в 1704 году.
В районе Никулино пересекаем бетонку А107 и едем в деревню Сертякино, откуда начинается асфальтовая дорога, ведущая в Климовск. Найти станцию очень просто - нужно ехать все время прямо по главной дороге не сворачивая. Электрички на Москву уходят со второй платформы - дальней.
Дополнительные материалы
Подольск / Андрей Панисько / 11.08.2008
Постоянная ссылка на этот отчёт: http://ourways.ru/reports/report-28.html