Кавказ-2009: Приэльбрусье и КМВ
13.06.09 Первый день
Прибытие в Пятигорск поездом 393 в 14.30. В киоске на привокзальной площади закупили хлеба и воды. На вокзале нас встретил водитель Михаил. Загрузились в его Chrysler Voyager и поехали в Верхний Баксан. По пути в окрестностях Баксана (город) наблюдали интересную картину - пастухи верхом на лошадях были одеты в национальные костюмы.
В Верхнем Баксане на погранзаставе получили пропуск. Ошибкой обернулась надежда на горизонтальные связи - не вписав своевременно водителя в пропуск мы лишились колёс уже на первом пограничном КПП. Пока ждали пропуск, к заставе подъехала "Газель" с иностранными альпинистами, они пропуск предварительно не заказали, поэтому остались ждать его внизу до понедельника.
Тем не менее, поднялись на Докторский перевал на подъемнике (500 руб за автомобиль и по 50 за человека), доехали до поста, откуда в 18.15 уже пошли пешком в сторону альпбазы Уллутау (12 км по сведениям пограничников). Немного не дойдя до старых построек лагеря "Джайлык" в 20 часов остановили попутный "Урал" с военными, которые любезно согласились нас подвезти в кузове.
14.06.09 Второй день
Подъем в 8 утра. В лагере еще нет обитателей, он только готовится к открытию. Нет воды, электричества, не работает телефон. По территории свободно гуляет на выпасе жеребенок.
Планируем выйти на плечо Шогенцукова.
В 11 часов выходим из лагеря, оставив в домике одной из сотрудниц часть продуктов и снаряжения. Тропа начинается у построек старого "Джайлыка" и проходит по правому берегу Куллумкола. Практически сразу обозначился медленный темп. В 13 часов устроили первый привал с чаем и сухофруктами, на достаточно небольшой высоте, рядом паслись коровы.
После привала вышли на гряду из крупных камней. Идет небольшой дождь. Здесь начали появляться первые симптомы горной болезни у Ксении. Еще через 500 метров пути решили сделать второй привал. Выходим в 17 часов с решением дойти хотя бы до Райских ночевок. Таблетка папаверина на некоторое время помогла Ксюхе, но потом ей стало хуже. На сыпучем гребне нас застиг мелкий град и гроза, группа стала растягиваться. В 19 часов пришлось передним подать сигнал о необходимости возвращения к месту последнего привала на ночевку.
Спустились за час. Лагерь устанавливали под дождём, который не прекращался всю ночь.
15.06.09 Третий день
С утра настроение участников улучшилось. Ксюха полностью выздоровела.
Налегке, оставив все в лагере снова выходим в сторону Райских ночевок. При относительно ясной погоде выяснилось, что вчера к ним подойти все равно не получилось бы - слишком рано мы свернули к левому хребту ущелья.
К ночевкам поднялись за 2,5 часа. Кругом снег, озера закрыты. Решили дальше на плечо не идти. Начали спуск. Идет дождь.
В лагере пообедали, собрали вещи и в 16 часов вышли в сторону а/л "Уллу-тау". На полпути дождь прекратился, небо местами очистилось, и даже засияло солнце. Дошли до "Уллу-тау" за 2,5 часа.
В администрации зарегистрировались на сутки (80 руб с человека), договорились о завтраке.
Вечером решаем отказаться от перехода через Койавганауш и попробовать добраться в ущелье Адылсу на попутных машинах.
16.06.09 Четвертый день
С утра завтракаем в столовой лагеря (80 рублей с человека). Она пока работает только для сотрудников.
В 13.30 вышли из лагеря пешком и через 3 часа подошли к подъемнику. На остановке в В. Баксане договорились доехать до а/л "Эльбрус" за 700 рублей на УАЗе-буханке. Водитель, молодой парень из "Каббалкальпа", продемонстрировал особенности местного стиля вождения, когда на одной из кочек у машины отвалился люк в крыше. Он же благополучно решил вопрос с пропуском на пограничном КПП – просто посигналил у шлагбаума и ему открыли.
Обедали в 18 часов уже возле альплагеря в кафе с непроизносимым названием. Через час выходим в густом тумане по дороге в сторону лагеря "Джан-туган".
В планах - остановиться на ночевку перед перевалом ВЦСПС. Прошли мимо лавинной пушки, через стада коров, которых согнали сюда на вечернюю дойку. Купили литр молока. На ночевку стали в приюте "Очаг" сразу за лагерем "Джан-туган" в 21 час. Ставились уже в сумерках. Подошли двое из Москвы, сегодня только спустились с ВЦСПС, говорят, что на перевале глубокий снег, много воды. Маршрут у них начался между пос. Эльбрус и В. Баксаном, далее через пер. Курмычи и ВЦСПС, затем, при нормализации погоды, переход через Койавганауш и выход к Тырныаузу.
17.06.09 Пятый день
Погода налаживается, еще всё мокрое, но небо очищается. Заболела Аня. Решаем разделиться: на ВЦСПС пойдем втроем (с Ксюхой и Димой), а Андрей с Аней пойдут на Зеленую гостиницу, к озеру Башкара.
На тропу вышли в 11 часов без обобых затруднений и уже к 15 были перед верхним снежником. По пути на камнях встречаем четыре таблички в память о погибших тут или выше альпинистах. самая нижняя - 1987 года. Здесь тепло и солнечно, работают телефоны (в прямой видимости Эльбрус, но сейчас он скрыт облаками). Погода подарила множество захватывающих дух пейзажей. Позагорав, начинаем спуск. Практически сразу погода портится, в долину наползает туман. И уже незадолго до подхода к лагерю снова попадаем в дождь.
Вчерашние соседи приглашают сходить с ними в лагерь "Джан-туган", куда приехал Виктор Козлов и привез фильм о позапрошлогодней российской экспедиции на К2. После ужина вдвоем с Димой пошли смотреть, пить чай и сушиться в помещении. Хотя возвращаться по дождю в насквозь сырую палатку было неприятно.
18.06.09 Шестой день
Для экономии продуктов и разнообразия завтракаем в столовой "Джан-тугана" (100 руб с человека).
Снова разделяемся: Ксюха и Дима идут на Зеленую гостиницу, а мы с Андреем и Аней едем в Прохладный - Аня уезжает в Москву.
В 10.30 выходим из лагеря и через полтора часа уже стоим на остановке в поселке Эльбрус. От посёлка до а/л "Эльбрус" 3,2 км, до "Джан-тугана" 6,5 км, о чем сообщает дорожный указатель на перекрестке у кафе "Сакля".
На остановке постигаем механизмы ценообразования у частных перевозчиков, дорога до Тырныауза для заезжих туристов ими оценивается в 50 рублей с человека, местных с готовностью везут за 10 рублей. Впрочем, автобус в этот день отменили и мы едем на машине - по сходной цене (600 рублей) нас подвозит таксист из Нальчика, у него пустой перегон. В пути он рассказывает нам о местах, которые проезжаем: село Былым интересно по нескольким причинам - оно лежит на высоте Кисловодска и там всегда хорошая погода. Интересно, что сильный ливень сопровождавший нас всю дорогу перед селом прекратился, а через некоторое время после того, как мы его проехали - начался вновь. Но такие особенности не мешают местным жителям заниматься поистине тотальным выращиванием капусты - все огороды в пределах видимости с трассы ей засеяны, на большинстве из них работают многочисленные семейства. На одной из скал сразу за Былымом снимался эпизод с колбасой для фильма "Двенадцать стульев". Село Заюково одно самое длинное в КБР и одно из самых длинных в России, его протяженность по трассе составляет 13 км.
В Нальчик приехали в разгар сильного ливня. Город к таким капризам природы совершенно не приспособлен, в нем нет ливневой канализации, поэтому все улицы были затоплены водой. Уровень воды подходил к дверцам автомобилей.
На маршрутке доехали до Прохладного. Здесь, на жд вокзале, казалось, собрался весь город, оба зала были полностью заполнены людьми, стоял страшный шум, было душно. Оказалось, провожают новобранцев в армию. По счастью, их поезд уходил раньше нашего и мы с головой окунулись в местные традиции и обряды. Видимо, особой воинской доблестью у местных провожающих считается умение влезть в вагон всем семейством, включая необъятных пожилых женщин и детей. И даже когда проводница выпроводила непрошеных гостей и вынуждена была закрыть дверь, разгоряченные и не в меру эмоциональные горцы начали штурмовать вагон через окна. Объявление диктора об отправлении поезда было встречено громким гулом (одобрения? удивления?) и криками. Когда последний вагон скрылся из поля зрения вся братия двинулась через вокзал обратно в город шумно обсуждая пережитое.
Мы же с Андреем, с трудом вписавшись в поезд, на котором уехала Аня, добрались до Минвод, где заночевали в комнате отдыха при вокзале (380 руб с человека за двухместный люкс). Долгожданный горячий душ, чистая постель и возможность хоть немного просушить вещи.
19.06.09 Седьмой день
С утра пошли в город завтракать. Вернувшись к вокзалу, обнаружили что до электрички на Кисловодск остается около полутора часов. Это время решили посвятить осмотру достопримечательностей, которых в Минводах в принципе нет. Незаметно для себя вышли на край города и увидели гору. Местный велосипедист пояснил - это Змейка. Подошли к ней поближе, но лезть вверх не захотелось. Повернули в сторону электрички, только не на вокзал, а на платформу "5й километр", которая оказалась ближе. Но и там ждало нас разочарование - электричку отменили, следующую ждать пришлось бы почти два часа.
Гора Змейка
Вид с окраины Минвод
На маршрутке доехали до Иноземцево, откуда пошли пешком в Пятигорск через Бештау. В самом Иноземцево привлек внимание небольшой домик с мемориальной табличкой. Оказывается, здесь в доме Рошке был ресторанчик, где останавливался М. Ю. Лермонтов в последний день своей жизни по пути из Железноводска к месту дуэли.
За филиалом Ставропольского университета на окраине поселка вошли в лес и по хорошей дороге без каких бы то ни было ответвлений и пересечений пошли в сторону Бештау. Через полтора часа вышли к роднику Надежда, здесь наша дорога упиралась в кольцевой терренкур вокруг горы. В роднике набирал воду пожилой мужчина, местный житель. Вместе с ним мы направились дальше, свернув на перекрестке направо (пойти налево было бы длиже, но не так интересно). Около часа шли втроем, слушая рассказ попутчика об этих местах, о грибах которые он тут собирает, о замурованых штольнях урановых рудников, которые периодически встречаются в лесу. Вскоре он свернул на дорогу в Лермонтов, а мы вышли к Второ-Афонскому мужскому монастырю. К сожалению, здесь нам не удалось пообедать, и пройдясь немного по территории мы продолжили свой путь. По пути с дороги открывались замечательные виды на Железноводск, Лермонтов, Пятигорск и Ессентуки.
В Пятигорск вошли через пыльную промзону и пообедали в странном кафе при автосервисе, стены которого были отделаны некрашеным гипсокартоном.
Дошли до трамвайной остановки, попробовали в очереднйо раз пятигорского мороженого (это бренд, мороженое действительно превосходное). Кстати, надо иметь в виду, что если местная жительница говорит "Садитесь на четвертый трамвай, а на Цветнике пересаживайтесь на единичку", то это совершенно не означает, что единичка в нашем случае тоже трамвай.
Грот Лермонтова
Работа братьев Бернардацци
Кстати, с прошлого моего приезда, город обзавелся новыми памятниками: в парке "Цветник" появился бронзовый Киса Воробьянинов со шляпой (помните, Месье, же не манж па сис жур?) и Остап Бендер с билетиками у Провала.
Закупившись на Верхнем рынке продуктами мы на маршрутке доехали до места дуэли Лермонтова у подножия Машука и пешком углубились в лес, где поставили палатку, замаскировав ее от посторонних глаз.
20.06.09 Восьмой день
На утро, собрав лагерь, направились по терренкуру к Провалу, где в компании со стариками и детьми поплескались в серо-зеленой теплой воде, вытекающей из под смотровой площадки.
Беседка. Эолова арфа
Работа братьев Бернардацци
На автобусе приехали на жд вокзал, перекусили и отправились в Кисловодск. Кстати, на всех станциях между Минводами и Кисловодском стоят турникеты, но не работают. А у контролеров в составе электропоезда в принципе нет привычки выдавать пассажиру билет, поэтому тарифы вполне щадящие.
В 14 часов были уже в Кисловодске. От рюкзаков сразу избавились, сдав их в камеру хранения, и пошли смотреть город. У нас было четыре часа до приезда Димы и Ксюхи, и провести их решили в парке, благо в Кисловодске он поистине огромный. Катантная дороге здесь как и в Пятигорске не работала. В парке множество белок, они с удовльствием кормятся с рук орехами и семечками. Также достаточно близко подпускают к себе голуби и сойки. Практика показывает, что несмотря на всю их доверчивость, белок пытаться ловить не следует.
В центре города, у Нарзанной галереи тем временем начался праздник, открытие курортного сезона.
Вскоре на вокзале встретились с ребятами, здесь же договорились о квартире (частный дом, 1000 рублей за четверых) неподалеку и на такси все туда поехали.
21.06.09 Девятый день
С утра Дима с Ксюхой сходили на рынок, закупили черешни, клубники и малины в неимоверных количествах и наш завтрак был поистине фантастическим. Договорившись с хозяйкой, оставили во дворе рюкзаки, и налегке поехали на скалу Кольцо.
Вернувшись в город обедали в пиццерии за рестораном "Венеция" на Курортном бульваре.
Катались на колесе обозрения в парке аттракционов. Пили нарзан в круглой галерее источника №5 и в Нарзанной галерее.
Перед отъездом решили поужинать в кафе "Курзал", которое не выглядело слишком многолюдным. Мало того, что ждать заказ пришлось мучительно долго, так потом еще пришлось объяснять официантке, почему отказываемся платить неведомый сбор 10% за обслуживание, который увидели только в счете.
Из Кисловодска уезжали в половине девятого вечера, довольные и радостные. Впереди было 36 часов дороги в поезде, идущем, ко всему прочему, транзитом через Украину.
Остальные фотографии:
- Фотоальбом "Адырсу и Куллумкол"
- Фотоальбом "Адылсу, перевал ВЦСПС"
- Фотоальбом "Минводы и Пятигорск. Год 2009"
- Фотоальбом "Кисловодск. Июнь 2009"
Северный Кавказ / Андрей Панисько / 26.06.2009
Постоянная ссылка на этот отчёт: http://ourways.ru/reports/report-38.html