рым. „асть четверта€. „уфут- але. »юнь 2008

 

”спенский монастырь был основан в конце VIII — начале IX веков и просуществовал с перерывами около тыс€чи лет. ≈го возникновение св€зывают с так называемым иконоборческим движением в ¬изантии. Ќачало ему положил византийский император Ћев III »савр (717—741), издавший эдикт против почитани€ икон.  онстантин V (741—775) созвал церковный собор, который осудил иконопочитание как идолопоклонство. ѕри этом преследовались далеко не религиозные цели — императоры стремились сломить экономическое могущество церкви.

 рупные монастыри ликвидировались, их имущество и земл€ переходили в собственность государства, здани€ превращались в казармы; монахов силой заставл€ли вступать в брак или отправл€ли в армию.
 рутые меры властей вызвали бегство иконопочитателей в отдаленные области империи. ћассы беглых монахов стекались и в  рым; по-видимому, именно они основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри  ачи- альон, Ўулдан, „елтер, »нкерманский, ”спенский.

»збежав разгрома, учиненного монголо-татарами в 1299 году, ”спенский монастырь во времена  рымского ханства стал центром православной церкви в  рыму. ќн был резиденцией митрополита. «десь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы к крымскому хану. „тобы привлечь местное христианское население на свою сторону, закрепить политическое вли€ние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. ќб этом говор€т грамоты цар€ ‘едора »оанновича и Ѕориса √одунова.

¬ годы борьбы –оссии с “урцией за  рым, чтобы ослабить экономику  рымского ханства, русское правительство добилось переселени€ христиан в —еверное ѕриазовье. ƒуховенство ”спенского монастыр€ сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населени€ полуострова к переселению. ќрганизаци€ переселени€ была поручена ј.¬. —уворову.
¬месте с прихожанами ушли и монахи. ћонастырь опустел и частично разрушилс€. ¬ середине XIX века он был восстановлен и назван ”спенским скитом.

¬о врем€ первой героической обороны —евастопол€ 1854—1855 годов в кель€х, гостином доме и других постройках монастыр€ размещалс€ офицерский госпиталь. ”мерших от ран хоронили на монастырском кладбище или напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробь€.

„уфут- але расположен на плато горного отрога, господствующего над трем€ глубокими долинами. —ама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружени€ми. ≈сть предположение, что он был построен в X—XI веках после гибели соседнего  ыз- ермена.

»стори€ города, особенно ранн€€, изучена недостаточно. ќна становитс€ более €сной с конца XIII века, когда войска бе€ яшлавского из орд темника «олотой ќрды Ќога€ захватили крепость. ќдна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли вз€ть „уфут- але, пока в конце концов не пошли на хитрость: создали видимость наступлени€ большого войска... ƒень и ночь били барабаны, непрерывно подавались команды. »нсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Ѕдительность защитников крепости притупилась. ¬ыбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в у€звимом месте и ворвались в крепость.
«ахватив город, мужчин-воинов татары истребили, остальных обратили в рабство... ќни разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему —  ырк-ќр (сорок укреплений). ƒотатарское название города не установлено.

Ќа рубеже XIV и XV веков впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые дл€ защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. “ак возникла нова€ часть города. ƒовольно быстро  ырк-ќр стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного  рыма.

ѕо достоинству оценив крепость, первый крымский хан ’аджи-√ирей в XV веке превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. ќна укрывала ханов во врем€ междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с «олотой ќрдой.
¬ конце XV века уже ћенгли-√ирей заключил договор с московским кн€зем »ваном III о совместном наступлении на «олотую ќрду. ѕосле ее разгрома  рымское ханство заметно усилилось. «начение  ырк-ќра как крепости упало, и ћенгли-√ирей переселилс€ в новую, специально построенную столицу — Ѕахчисарай.

—тарый город оставалс€ своеобразной цитаделью Ѕахчисара€ и местом заточени€ знатных пленников. ¬ конце XV века здесь находилс€ в заточении литовский посол Ћез, в 1648 году — польский гетман ѕотоцкий. ¬ 1572 году в тюрьме сидел любимец »вана √розного ¬асилий √р€зной. “ри года томилс€ в тюремном застенке русский посол ¬асилий јйтемиров, посланный в  рым дл€ заключени€ мирного договора. — этой же целью прибыл к хану в конце XVII века кн€зь –омодановский — видный политический де€тель при ѕетре I. ’ан тоже посадил его в тюрьму, где кн€зь просидел три года. Ќо самые т€желые испытани€ выпали на долю русского воеводы ¬.Ѕ. Ўереметьева. ¬ 1660 году в битве под „удновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Ѕахчисарай. “олько через одиннадцать мес€цев об этом узнали в ћоскве и начали переговоры о выкупе. «на€, что Ўереметьев любимец цар€, хан потребовал за него города  азань и јстрахань. Ќо русское правительство не могло пойти на это, да и Ўереметьев отказалс€ купить свободу такой дорогой ценой. ≈го заточили в темницу на „уфут- але, и провел он там двадцать один год.

ќ т€желой участи Ўереметьева красноречиво говорит его письмо к русскому царю јлексею ћихайловичу; «’ан мучил мен€, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар.  андалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно € заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. Ќа двор из избы п€ди не бывал € шесть лет и нужу вс€кую исполн€ю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден».

“олько в 1681 году воевода был выкуплен родственниками. Ѕеспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулс€ Ўереметьев на родину. ћужество, непреклонна€ вол€, любовь к родине помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы т€жкой неволи. Ќо жить на свободе не пришлось. „ерез полгода он умер.

¬ крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себ€ выкупить. Ѕедн€ков продавали в заморское рабство в  афе — главном центре работорговли на полуострове или в Ѕахчисарае. ћногие влачили рабское существование в  рыму.

— середины XVII века татары покидают  ырк-ќр; там остались жить только караимы. “атары считали их евре€ми, поэтому город с этих пор стали называть „уфут- але, что в переводе означает «≈врейска€ крепость». ѕосле ухода татар караимы жили здесь еще больше двух столетий.

 араимы жили в  рыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском €зыке,  но сохранили и свой. «анимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. ” более зажиточных лавки и мастерские  находились в Ѕахчисарае.

ѕосле включени€  рыма в состав –оссии караимы объ€вили себ€ ее приверженцами. ¬скоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предложило им некоторые привилегии, в частности разрешило жить на всей территории империи.

— этого времени „уфут- але стал пустеть. ∆ители покидали плато с его суровыми услови€ми жизни и пересел€лись в Ѕахчисарай, —имферополь, ≈впаторию. ¬ 1852 году с „уфут- але ушли последние обитатели. ¬ путеводителе конца прошлого века читаем: «¬р€д ли еще где найдетс€ город, который производил бы столь сильное, подавл€ющее впечатление полным отсутствием жизни».

ќдолев довольно трудный подъем, экскурсанты вход€т в город через южные (малые) ворота.   ним ведет вымощенна€ камнем дорога, частично сохранивша€с€ на последних двух маршах. ¬орота построены в XIV веке на месте более древних, как и вс€ эта часть оборонительной стены. „ерез два столети€ стену перестроили и сделали в ней бойницы дл€ стрельбы из ружей.

ѕодступы к воротам защищала оборонительна€ стена, вдоль которой идет последний марш дороги. «ащитники крепости со стены осыпали нападающих градом стрел, забрасывали камн€ми и дротиками, поливали расплавленной смолой и кип€тком. —ами же они могли отойти к пещерам против входа и продолжать борьбу. ѕещеры расположены в четыре €руса и соедин€ютс€ между собой.
” второго поворота дороги, справа в скале — вертикальна€ вырубка, внизу заметны следы порога. ѕройдите налево вверх и окажетесь на одной из улиц города. —лева, за развалинами нескольких жилых домов, находитс€ полуразрушенна€ стена, отдел€вша€ от городских кварталов незастроенную часть плато. Ётот пустырь сейчас называетс€ Ѕурунчак. ќт него на восток, до средней оборонительной стены т€нетс€ «старый» город. ”лица, на которую вы вышли, называетс€ —редней.

—евернее ее проходит улица Ѕурунчакска€. ѕо ней двигались телеги и арбы в западную часть плато, на Ѕурунчак. ѕо-видимому, там в дотатарское врем€ был рынок. ¬ дни военной опасности на этой обширной площади могли укрывать свой скот и имущество жители окрестных деревень.

ёжнее —редней лежит улица  енасска€, названна€ так потому, что на ней наход€тс€ караимские молитвенные дома — кенасы. ”лицы соедин€лись узкими переулками. —редн€€ улица и переулки не были проезжими, по ним могли пройти только люди и вьючные животные.

¬ XVI веке, уже после расширени€ города, в „уфут- але было свыше четырехсот домов, население достигало четырех-п€ти тыс€ч человек. ƒома строились в большинстве двухэтажные, сто€ли почти вплотную друг к другу. —тены, как правило, клали из тесаного камн€, на глине; двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей местного производства.

»д€ по —редней улице на восток, попадете на небольшую площадь. Ќа нее выход€т и две другие улицы — Ѕурунчакска€ и  енасска€. —разу же за площадью, слева от  енасской улицы, видны остатки мечети, построенной в 1346 году. Ќедалеко от развалин мечети — хорошо сохранившийс€ мавзолей ƒжаныке-ханым. ќн восьмигранный, построен в XV веке. ћного раз его ремонтировали и реставрировали, но делали это неумело, и свой первоначальный вид пам€тник утратил. –езна€ арабска€ надпись на каменном своде двери гласит о вечности загробной жизни. ¬нутри мавзоле€ установлено надгробие из местного известн€ка. Ќа нем высечена надпись на арабском €зыке: «Ёто гробница знаменитой государыни ƒжаныке-ханым, дочери хана “охтамыша, скончавшейс€ в 1437 году».

«а мавзолеем к северу плато круто обрываетс€. ќтсюда, с высоты, открываетс€ изумительный вид на долину јшлама-ƒере. Ќеобычайно красива и панорама √лавной гр€ды  рымских гор с их самой высокой вершиной –оман- ош (1545 м)...
¬ 1825 году „уфут- але посетил јдам ћицкевич. ћожет быть, он сто€л именно здесь, и эта великолепна€ картина вдохновила великого польского поэта на создание стихотворени€ «ƒорога над пропастью в „уфут- але», вошедшего в « рымские сонеты».
 репость действительно была неприступна со стороны обрыва. Ћишь у самого его кра€ вырублена в толще скалы пещера, откуда просматривалась вс€ долина.

ѕродолжа€ путь вдоль обрыва, подойдете к средней — самой ранней — оборонительной стене, построенной в ’—XI веках вместе с городом. ќна пересекала плато поперек. — обоих концов ее усилива-ли башни. ¬ 10—11 метрах от стены — большой крепостной ров длиной 65, шириной — 4, глубиной — до 2 метров. Ќо он не доходил до кра€ скалы — оставалс€ проход к вылазной калитке в северной части оборонительной стены (там до сих пор сохранилась небольша€ лестница, котора€ ведет в малый оборонительный ров).

Ѕлиже к воротам, по преданию, находилс€ монетный двор. ¬ стене видны вырубки дл€ балок, поддерживавших крышу. ћонета здешней чеканки с надписью « ырк-ќр» была серебр€ной с большой примесью меди. ≈е называли «гнилой деньгой» и брали неохотно.

Ќад вторым малым рвом со временем построили жилой дом, а сам ров использовали как хоз€йственное полуподвальное помещение, из которого по ступен€м можно было попасть в две большие пещеры-подвала.

ќсмотрев хоз€йственные пещеры, выходите наверх и продолжайте путь вдоль рва. ќт монетного двора поверните влево и идите к во-сточной стене. ƒлина ее — 128 метров. —ложена она из камней равной величины и по качеству кладки хуже средней. —тену построили караимы в конце XIV — начале XV веков дл€ защиты новой части города. ¬ XVI веке, веро€тно, в правление ћенгли-√ире€, стену и башни перестраивали. ¬ это врем€ дубовые ворота обили кованым железом, а в башн€х и на парапете стены устроили бойницы дл€ огне-стрельного оружи€. —лева от ворот видна орудийна€ амбразура — необычайна€ редкость в крепостных стенах того времени. — внешней стороны над воротами укреплена мраморна€ плита с грубо высеченными на ней знаками, смысл которых не разгадан. ¬ыехать из города или въехать в него можно было только через эти ворота.

ѕоднимитесь на башню над воротами и осмотрите местность. ѕеред крепостной стеной слева у дороги виден большой бассейн, вырубленный в скале. ¬ нем собирали дождевую воду дл€ хоз€йственных нужд и пить€ скоту. ƒальше на плато в последнее врем€ существовани€ города был рынок. Ћевее на холме сто€ла ветр€на€ мельница. ¬переди по дороге, в верховье »осафатовой долины, среди деревьев и кустарников скрыто древнее караимское кладбище.

ќт восточных ворот отправл€йтесь снова к старому городу, но теперь по √лавной улице, котора€ заканчиваетс€ у средней оборонительной стены. Ўире других, она была проезжей. ѕешеходы пользовались тротуарами из каменных плит. Ќа √лавной улице сохранились  два жилых дома XVIII — начала XIX веков. ¬ большом доме слева до конца своих дней жил известный караимский ученый, знаток древних рукописей, ј.—. ‘иркович. ќн часто путешествовал по ≈гипту, ѕалестине, “урции,  авказу и  рыму в поисках сведений о своем народе. ‘ирковичем собрано много старинных караимских и еврейских рукописей, книг и надгробных надписей. Ёта уникальна€ коллекци€, представл€юща€ большую ценность, ныне хранитс€ в —анкт-ѕетербурге в ѕубличной библиотеке им. ћ.≈.—алтыкова-ўедрина.

ѕродолжа€ путь от дома ‘ирковича к воротам в средней оборонительной стене, обратите внимание на их расположение. ¬лево стена уходит под углом, справа она выступает вперед. Ќаход€сь на ней, защитники крепости могли поражать штурмующего врага с правого фланга и частично с тыла.   тому же пр€мой подход к воротам преграждал ров, который дорога в город обходила слева, дела€ изгиб. ¬ 1299 году татары не смогли прорватьс€ через ворота в город. ќни нашли у€звимый участок и пробили стену южнее, там, где перед нею не было рва. ¬последствии пролом заложили, но более мелким камнем. Ёто место и сейчас хорошо заметно.
ѕолотно ворот не сохранилось, но, веро€тно, они были двустворчатыми, дубовыми, такими же массивными, как и восточные. Ќа ночь и в момент опасности ворота запирались на засов.

¬ скале под аркой ворот вырублен желоб, по которому в город был проложен водопровод из гончарных труб. ѕодойд€ к крепости, водопровод огибал южную часть большого рва. Ќа территории города желоб прослеживаетс€ на рассто€нии до 15 метров от ворот. ќстатки водопровода обнаружены раскопками и под стеной «монетного двора».
√ончарные трубы, сделанные из хорошо обожженной красной глины, соедин€лись известковым раствором, а желоб был накрыт двум€ р€дами небольших каменных плит. —ооружение водопровода предположительно относ€т ко времени основани€ города, строительства средней оборонительной стены.

 огда водопровод перестал действовать, жители вынуждены были брать воду из источников, находившихс€ вне города. ƒл€ хоз€йственных нужд и скота собирали дождевую и снеговую воду в вырубленных в скале колодцах. »х было на „уфут- але несколько.
” южного обрыва хорошо сохранились караимские кенасы. Ќапротив входа во дворик — кенаса XIV века. ќна находилась в старой части города, возможно, потому, что в то врем€ еще не построили восточную оборонительную стену, а св€тыню нужно было надежно укрыть.   тому же расположение молитвенного дома на территории татар давало им дополнительную власть над караимской общиной.

 енасу окружает терраса с каменными колоннами. «десь верующие отдыхали в ожидании богослужени€. —овершив обр€д омовени€ перед входом в молитвенный дом, они ставили обувь в специально сделанные ниши. “ерраса была также местом собраний, где решались вопросы религиозного и попечительского характера,  а иногда вершилс€ суд над нарушител€ми старинных нравственных и религиозных предписаний. ¬тора€ кенаса по€вилась значительно позже, в XVIII веке.

¬нутри устройство кенас одинаково. ¬ первом маленьком зале, отделенном перегородкой, сид€ на скамейках, молились старики, в большом зале — мужчины. ∆енщины размещались на балкончике, за дерев€нной решеткой

ѕол большого зала был покрыт коврами, на потолке подвешены люстры. —охранились кольца дл€ их креплени€.  рючки в стенах служили дл€ закреплени€ концов веревок, на которых висели люстры. ƒл€ лучшего резонанса в стены зала вмонтированы голосники (кувшины).

Ќа боковых полках лежали молитвенники. ¬ шкафчиках, дверцы которых украшает художественна€ резьба, хранилась религиозна€ утварь, в одном из них — центральном — свитки “оры (св€щенные тексты иудеев).

Ќедалеко от кенас, к сожалению, неизвестно, где именно, находилась караимска€ типографи€, созданна€ в 1731 году. Ёто была перва€ типографи€ на  рымском полуострове. ƒерев€нный древнееврейский шрифт дл€ нее выписали из ¬енеции. ѕечатались книги большей частью религиозного содержани€, на некоторых указано место печатани€ — « але». ѕоследнее издание в „уфут- але вышло в 1805 году, типографи€ была переведена в ≈впаторию.

 енасами заканчиваетс€ знакомство с „уфут- але. ¬ыйд€ через южные ворота, спуститесь в »осафатову долину и поверните налево. ¬ средние века здесь проходила дорога. ќна заросла кустарником и деревь€ми и сохранилась лишь местами. »д€ по ней, попадете к старому караимскому кладбищу.

 ладбище это довольно обширно. Ќекогда на нем росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. ѕоэтому татары называли кладбище Ѕалта-“иймез (буквально: «топор не коснетс€»). «десь сохранились старинные надгроби€ из известн€ка. ¬ поздний период богатым ставили пам€тники из мрамора. ¬ это место традиционных захоронений привозили хоронить не только из других городов –оссии, но иногда даже из-за границы.

ƒепортаци€

—амой чудовищной из современных страниц истории  рыма стало выселение с территории полуострова немцев, крымских татар, арм€н, болгар и греков во врем€ ¬еликой ќтечественной войны. ¬есной и летом 1944 г. по постановлению √осударственного  омитета ќбороны (√ ќ) за подписью ». —талина из  рыма было насильно вывезено около 230 тыс€ч человек за «измену» –одине.

¬ 4 часа 18 ма€ 1944 г. войсками Ќ ¬ƒ была начата операци€ по выселению крымских татар, на ее проведение понадобилось 60 часов времени и 71 эшелон, до отказа набитый обезумевшими от гор€ и несправедливости людьми.

¬ предательстве и пособничестве немецким оккупантам обвинили всех: и стариков, и грудных детей, а печать изменников хотели поставить и на родившихс€ после войны. ѕо сведени€м Ќ ¬ƒ в мае 1944 года в  рыму проживало 14300 греков, кроме них проживал 3531 человек, имеющих греческое подданство. ѕо указанию ». —талина все они были включены в число спецпереселенцев, как лица, имевшие на руках просроченные национальные паспорта.

27 июн€ 1944 г. войска Ќ ¬ƒ приступили ко второму спецпереселению. јрм€н, болгар и греков высел€ли одновременно.   местам поселени€ их везли в одних и тех же эшелонах.

Ќачалась невольна€ одиссе€ людей, вырванных с корн€ми из родных мест, лишенных домашних очагов, имущества и чести. ѕодготовка операций по выселению до последних моментов держалась в секрете. √руппы солдат Ќ ¬ƒ во главе с офицерами на рассвете рассыпались по улицам городов и селений  рыма. Ќедоумевающих людей подн€ли с постелей и, скороговоркой зачитав постановление √ ќ от 2 июн€ 1944 года за подписью ».—талина, приказывали собиратьс€ в дорогу. ¬рем€ на сборы определ€л старший группы - он мог дать и час, мог и сразу после составлени€ описи имущества выставить семью за дверь, опечатав ее.

»мущество, даже разрешенное к отправке, мог вз€ть не каждый. ≈сли транспортные средства, поданные дл€ перевозки людей к эшелонам, находились далеко, то население физически могло вз€ть на человека 10-15 кг вещей и продуктов. ” кого были на руках грудные и малые дети, больные и немощные старики, - и того меньше. Ќа руки спецпереселенцам были выданы квитанции о прин€том у них имуществе. ѕри этом им цинично за€вл€лось, что по прибытию на место поселени€ им выдадут новое имущество взамен оставленного в  рыму. —реди высел€емых греков, болгар и арм€н были люди, которые во второй раз в своей жизни тер€ли жилье и имущество. ћногие из них были беженцами из ћалой јзии, в разное врем€ нашедшими себе приют в  рыму после резни, устроенной турками в русско-турецких войнах. ѕо официальным данным из  рыма было выслано 15040 советско- подданных греков, которых направили в Ѕашкирскую и ћарийскую ј——–,  емеровскую, ћолотовскую, —вердловскую,  ировскую области –—‘—–, а также в √урьевскую область  азахской ——–. Ќекотора€ их часть и 3531 иностранноподданный грек были поселены в ‘ерганской области ”збекистана, все в сельской местности. „асть крымских татар, арм€н, болгар и греков оставалась на фронтах до самого конца войны. ќднако, если после демобилизации они возвращались к своим семь€м, их тут же причисл€ли к спецпереселенцам.

—емьи, прибывшие на спецпоселение, рассел€лись в заброшенных, неотремонтированных помещени€х и подвалах. ¬ одну комнату селили по 3-4 семьи. ¬ласти на местах, об€занные прин€ть высланное население, не были готовы к этому.

—пецпереселенцы оказались в т€желейшем положении. —мена климата, отсутствие медицинской помощи привели к массовым заболевани€м.   примеру, попавшие в ”збекистан, страдали и умирали от мал€рии, к которой у местных жителей выработалс€ иммунитет.  рымчанам, привыкшим к чистой питьевой воде, приходилось пить воду из оросительных арыков и каналов, другой воды в сельской местности не было.

√реки, как и другие спецпереселенцы, были об€заны трудитьс€ там, куда их направл€ли местные власти по согласованию с органами Ќ ¬ƒ. ќни не имели права отлучатьс€ за пределы района расселени€ без разрешени€ коменданта. «адержание за пределами района рассматривалось как побег и вело к уголовной ответственности. √реков, пытавшихс€ самовольно оставить места спецпоселени€ (причина не рассматривалась), сажали в тюрьмы и отправл€ли в лагер€.

ѕосле сн€ти€ ограничений в правовом положении с греков, арм€н, болгар и членов их семей, наход€щихс€ на спецпоселении, по ”казу ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 27 марта 1956 г., спецпереселенцы обрели некоторую свободу. Ќо этот же указ лишал их возможности получени€ назад конфискованного имущества и права возвращени€ в  рым. ¬се эти годы греки были лишены возможности изучени€ греческого €зыка. ќбучение проходило в школах на русском €зыке, что привело к утрате родного €зыка у молодежи. Ќачина€ с 1956 года, греки постепенно возвращаютс€ в  рым. “е, кому удалось полулегально прописатьс€, а это практически продолжалось до 1989 года, знают, с какими это сопровождалось трудност€ми и унижени€ми. Ѕольшинство прибывших оказывалось на родной земле оторванными друг от друга, и жили отдельными семь€ми по всему  рыму.

ѕостепенно возвращение греков из мест депортации, несмотр€ на официальный запрет властей, прин€ло широкий характер. ¬ городе —тарый  рым, селе „ернополье, пгт «у€, поселках ѕионерское и Ћозовое, городе —имферополе и его пригородах к 1980 году насчитываетс€ до нескольких сотен греческих семей.

¬ 1989 году по инициативе  рымского ‘онда культуры создаютс€ национально-культурные общества  рыма. ƒвижение за возвращение депортированных народов в  рым, до этого стимулировавшеес€ движением крымскотатарского народа, приобрело целенаправленный характер. »нициаторами движени€ за возвращение депортированных из  рыма в июне 1944 г. выступили арм€нское и греческое национальные культурные общества.

ѕосле прин€ти€ ¬ерховным —оветом  рыма решени€ "ќ практических мерах по организованному возвращению в  рым депортированных арм€н, болгар, греков и немцев" —овету ћинистров  рыма было поручено разработать программу восстановлени€ законных прав этих народов. ѕри комитете по делам депортированных народов создаетс€ ”правление по делам депортированных арм€н, болгар, греков и немцев. — 1993 г. обе эти организации вход€т в состав √осударственного комитета по делам национальностей.

¬ 1995 г. региональные культурно-просветительные греческие общества образовали ‘едерацию греков  рыма с центром в г. —имферополе.

P.S. Ќесколько лет назад в велопоходе нитка маршрута (от ќрлиного хотели пробратьс€ к Ѕольшому каньону) вывела на древнегреческую дорогу в горах. ѕомню, тащили велы с нагруженными штанами по булыжникам вверх под пал€щим солнцем и гадали остатками мыслей — откуда така€ камениста€ тропа. Ќужную тропу мы не нашли. ѕосле ночевки спустились вниз. ѕо дороге вниз встретили мужика, который рассказал про происхождение этой дороги. “еперь пон€тно, что дорога ведет от ћангупа до  аламиты (»нкерман).

”знава€  рым, понимаю, насколько это удивительное место. ’очетс€ возвращатьс€ туда снова и снова. ’одить этими древними дорогами, есть домашний сулугуни и пить молодой мускат.

—сылки на сайты:

 

 рым / “ать€на —ергеева / 08.07.2008

facebook.com Google Buzz vkontakte.ru Twitter Livejournal Livejournal

ѕосто€нна€ ссылка на этот отчЄт: http://ourways.ru/reports/report-26.html

 омментарии

ƒобавить комментарий