Теберда-Домбай-Кисловодск-Пятигорск

 

Маршрут

1. Москва – Черкесск (на поезде №62, Москва-Нальчик); 2. Черкесск – Теберда (на автомобиле ВАЗ-2106); 3. Теберда – Домбай, альплагерь Алибек (своим ходом); 4. Теберда – перевал Гумбаши (микроавтобус ГАЗель); 5. Перевал Гумбаши – Кисловодск (своим ходом); 6. Кисловодск – Пятигорск (своим ходом); 7. Пятигорск – Кисловодск (электропоезд); 7. Кисловодск – Москва (поезд №3).

Участники похода

  • Александр Мисюряев,
  • Андрей Панисько,
  • Татьяна Сергеева.

Дневник

01 июня 2007 года. Москва. Выезд из Москвы поездом №62 Москва-Нальчик в 19.50, вагон 18, места 18, 20, 22. Обнуление счетчика пробега на велокомпьютере.

02 июня 2007 года В поезде

03 июня 2007 года. Теберда. Прибытие в Черкесск, встреча на вокзале с Николаем Георгиевичем и перемещение на его ВАЗ-2106 в Теберду. Около 90 км, 600 рублей. Квартира в Теберде, на краю поселка, дом номер 5, квартира тоже номер 5. Оплатили 1500 рублей за три дня. В 13.00 выезд из дома к водопаду на реке Шумка. К водопаду поднимались пешком, спрятав велосипеды в лесу. Надо было подняться по левой стороне реки – был бы вариант увидеть водопад поближе, нам же помешал выступ скалы. На обратном пути в поселок сворачивать не стали, продолжив путь далее по дороге в долину реки Джемагат. Углубившись в ущелье выехали к отдельностоящему домику. У обитателей купили килограмм сыра и сфотографировали дочку Машу. Они же сказали, что дорога дальше ведет к нарзанным источникам. Погода ухудшалась, но нас заверили, что мы еще успеем вернуться до дождя. В принципе, так потом и оказалось. В дальнейшем пути почему-то изломались изрядно, видимо с непривычки, да и дорога была не из лучших – местами вообще ехать пришлось по руслу ручья. По пути встретили двух человек, которые уже возвращались, они рассказали как найти источники. Протяженность склона немного более 6 километров. Высота источников над уровнем моря – около 1880 метров. Набрали воды во все емкости и некоторое время на маршруте пили только ее. По итогам дня: Пробег – 39,9 км Время в пути – 3 часа 09 минут Ср. скорость – 12,6 км/ч Макс. Скорость – 56,7 км/ч, потом побить этот рекорд я так и не смог.

04 июня 2007 года. Теберда-Домбай-Алибек Переезд в Домбай, в альплагерь «Алибек». Из Теберды выехали в 10 утра и до Домбая ехали с одной только остановкой – фотографировали реку Улу-Муруджу. На въезде в Тебердинский заповедник были остановлены охранником на КПП, пришлось зарегистрироваться в толстой тетрадке. За рекой Гоначхир налево отходит дорога на Северный приют, мы продолжили движение прямо и вскоре увидели первые заснеженные вершины отрогов ГКХ. Кстати, там перед затяжным подъемом установлен знак «Крутой спуск 12%», однако ж, наоборот, один там только подъем, достаточно трудоемкий, вытягивали на 1:1. В Домбае подъемники не работали по причине выходного дня, а может потому, что погода была не очень, и туристов толком не было, до заезда оставалось несколько дней. После некоторого замешательства по этому поводу затарились сухпаем в магазинчике на выезде. Тем временем дождь начался, несильный, однако неприятный, посему отправились в кафе «Кристалл», где в сопровождении этнической музыки ели хычыны и пили айран, чай и кофе. Когда же дождь поутих, примерно в час дня выехали на тропу к Алибеку. Дорога туда ведет хорошая, там автомобили ездят, но иногда приходилось спешиваться и катить велы в руках – мешали крупные камни. Два открытия удалось сделать в пути – у Шурика обнулился счетчик пройденного пути, Таня не зарядила пленку в фотоаппарат. Примерно на половине пути – кладбище альпинистов. Рядом с дорогой установлен фанерный щит со стихами Высоцкого «…нет алых роз и траурных лент и не похож на монумент тот камень, что покой тебе подарил…» Впечатление очень сильное. Самый старый памятник – 1949 года. Много КМС и мастеров спорта, есть совсем молодые (парень, 1983-2001) и уже в годах (женщина, 1927-1987). На картах кладбище не отмечено. Встреченные на подходе к лагерю туристы рассказали, что сейчас он перекуплен карачаевским пивзаводом и уже фактически лагерем быть перестал, хотя суть от этого не изменилась. Наша идея путешествия на велосипедах у товарищей вызвала восторг. Вскоре в лагерь прикатила девушка Оксана, администратор, отлучавшаяся в Домбай за продуктами. Она вселила нас на сутки в 4х-местный номер. Цена: 250 рублей в сутки с человека без завтрака и 350 рублей то же самое с завтраком. Взяли по полной программе. Велосипеды поставили в баре, он сейчас не работает, а в номера их поднимать нельзя. По итогам дня: Пробег 31,66 км ОБЩИЙ 71,66 км Время в пути 2 часа 45 минут 5 часов 54 минуты Ср. скорость 11,5 км/ч 12,6 км/ч Остаток вечера посвятили пешему походу по окрестностям. Запланированное Турье озеро посмотреть не успели бы, решили ограничиться водопадом на реке Алибек. По пути встретили отдыхающих в соседней гостиничке людей – мужчину и девушку при нем. Договорились о совместной прогулке к озеру на следующий день. Ужин себе готовили сами, на лагерную кухню нас впустили без особых трудностей, угостив еще и чаем. Единственная трудность возникла – в лагере не успели смонтировать водонагреватели, и мыться пришлось в холодной воде. Это бодрит. Бани там также нет. Высота над уровнем моря около 1850 метров.

05 июня 2007 года. Алибек-Теберда После плотного завтрака в столовой вышли к Турьему озеру. Товарищи соседи присоединились позже, от их предложения выпить чаю мы отказались – спешили фотографировать. Вчерашние съемки были при плохой погоде, сером небе, сегодня же день был солнечный. С товарищами познакомились Николай и Таня. Николай живет в Минводах, в этих местах отдыхает ежегодно, Таня – его племянница, в этом году закончила школу. Прошли мимо водопада через долину к началу ледника, там, в ложбинке, и размещается озеро. Оно еще практически полностью во льду, но с краю уже можно купаться. Товарищи из Минвод почему-то участия в этом мероприятии не приняли. Высота озера относительно лагеря около 400 метров. В лагерь вернулись в половине третьего и, не теряя времени, пообедали в столовой – погода начинала портиться. Подъемники в Домбае снова не работали – их хорошо было видно с ледника в бинокль Николая. Решили ехать сразу в Теберду. Дорога заняла два часа, из них спуск от лагеря до Домбая – около 40 минут, выехали в мелкий дождь, который потом усилился, и домой мы приехали полностью вымокшие. Хорошо, в лабазе у бабки купили прасковейского коньяка, им и грелись вечером. Бабка в магазине проявила любопытство к мокрому оборванцу, спросила, спортсмены мы или велосипедисты. Уже и не помню, что я ей ответил бодро. По итогам дня: Пробег 32,33 км ОБЩИЙ 103,98 км Время в пути 1 час 46 минут 7 часов 40 минут Ср. скорость 18,5 км/ч 13,5 км/ч Сушить пришлось все, даже то, что лежало в сумках под штормовыми чехлами.

06 июня 2007 года. Теберда-Кисловодск С утра выезжаем в Кисловодск. Ехать весь маршрут на велах смысла нет – по пути очень сложный перевал Гумбаши, поэтому решили ехать до него общественным транспортом, дальше своим ходом. В автокассе Теберды выяснилось, что большой автобус ходит только до Карачаевска, и только один раз в день. Дожидаться его смысла не было – зафрахтовали ГАЗель и за 2 часа и 1000 рублей доехали до самого перевала. В пути водитель сделал остановку на серпантине, откуда открывался замечательный вид на ГКХ и Эльбрус. Перевал действительно, масштабный, запереться туда на велах мы бы не смогли точно. Полчаса потратили на подготовку к спуску, увязывание вещей, переодевание и прочее. Тем временем, на перевал приехал из Карачаевска сбродный отряд милиции, все без значков, у всех разнотипное обмундирование. Останавливали все машины, проверили документы и у нас. Расспрашивали, скуки ради, о маршруте, характеристиках велосипедов. Вопрос, который сопровождал нас во всех точках соприкосновения с местным населением – сколько стоит такой велосипед. На дороге, чуть не доезжая поворота на Черкесск, встретили крепость в скале, поднялись – оказалось современная декоративная имитация. Около шести вечера уже были в Кисловодске. На три дня заселились в маленькую частную гостиницу по наводке citozus (http://forum.velomania.ru/index.php?s=&showtopic=17230&view=findpost&p=263890). Замечательное место, вид на Свято-Никольский собор, колокольные звоны в 8 утра. По итогам дня: Пробег 55,01 км ОБЩИЙ 158,99 км Время в пути - 0 часов 22 минуты Ср. скорость - 15,3 км/ч Почему-то у меня обнулился счетчик времени в пути. Остаток дня посвятили прогулке по городу. Если пятигорское мороженое, пили нарзан. Одну бутылку я зачем-то разбил.

07 июня 2007 года. Кисловодск-Медовые водопады-Кольцо С утра неспешная прогулка по городу. В старой части множество трущоб, много коммунальных двориков, в которых квартиры набиты очень плотно, фактически, образуют узкие коридоры входных дверей. В один из таких двориков его обитательница сама нас позвала, у нее там открывается замечательный вид на другие такие же дворики, соседские крыши и городские окраины. Действительно, красиво. С гордостью рассказывала, что к ней из Ленинграда художники приезжали, писали картины. В полдень двинулись к Медовым водопадам, это такая туристическая достопримечательность. Кстати сказать, местные жители на местности ориентируются категорически туго, и узнать хотя бы примерное направление, куда из города нужно выезжать, нам удалось не сразу. Спасибо дорожным рабочим и таксистам. Мимо центрального рынка выехали на дорогу до поселка Зеленогорский. Дорога привела нас только к замку Коварство и любовь, а дальше путь пролегал по неокультуренной местности, и на финальном отрезке пути нам пришлось спешиваться и по узкой горной тропе велосипеды катить в руках – ехать там было опасно. В пути встречали рыбаков, один из них похвастался радужной форелью. При переходе через гору Указатель почему-то попали в сильный ветер, он как-то концентрированно дул в одном месте. Сами водопады – достаточно затоптанное туристами место, можно сказать, заурядное и тривиальное – ларечки, лавочки, ступенечки, сувениры на память. Обратно возвращались по трассе Карачаевск-Минводы, заехали к скале Кольцо, упомянутой еще Лермонтовым в «Герое нашего времени». Надо сказать, въезжая в Кисловодск в первый раз, мы изрядно утомились, потому как гостиница наша расположена на противоположной его окраине, а дорога все время поднимается в гору. Посему теперь было решено для разнообразия заехать в город сбоку, через тепличный поселок. Что, в принципе и удалось почти сразу. По пути встретили парня и девушку на «Меридах», рассказали им вкратце, кто и зачем едет. По итогам дня: Пробег 36,00 км ОБЩИЙ 194,83 км Время в пути 2 часа 46 минут 3 часа 08 минут Ср. скорость 13,53 км/ч 14,8 км/ч Возле магазина «Магнит» пока мы с Шуриком закупались продуктами, интерес к нам проявил местный житель, художник и скульптор, страдающий патологической провинциальной неприязнью к москвичам. Рассказывал, как 30 лет назад начинал в Кисловодске велосипедное дело, ездил по окрестностям. Видимо, ностальжирует.

08 июня 2007 года. Кисловодск-Пятигорск-Кисловодск. Выехали из города почти в 10 утра. Двигались по трассе, потому что не увидели сразу, вдоль железной дороги есть вполне приличная дорожка, по ней могли вполне прилично докатить до Ессентуков, не глотая выхлопных газов. Хотя вполне прилично докатили и так. Ессентуки мне показались бесконечно длинными – ощущение, будто весь город вытянулся вдоль одной только дороги. Уже на выезде зашли в рюмочную с гордым именованием «Кафетерий», где выпили по стаканчику растворимого кофе. Поддатые мужчины из числа местного населения, все как один, в прошлом спортсмены, проявили традиционный живой интерес к спорту. На въезде в Пятигорск снимали маки на обочине. Красиво. В самом городе с нескольких попыток у прохожих выяснили, как проехать к Провалу. Посмотрев его изнутри, зачем-то с Шуриком залезли наверх – там нет никакого ограждения и страшно, вполне ощутимая вероятность сорваться туда, куда туристы монетки бросают. В 14 часов расположились для обеда в бистро на центральном бульварчике. Расспросив местных бабулек интеллигентного вида на предмет того, что нам со вкусом можно посмотреть еще в Пятигорске и рассказав в очередной раз им о велопутешественниках, тронулись по проспекту Калинина к месту дуэли Лермонтова М. Ю. Кто не в курсе, это у подножья Машука. У памятника в толпе туристов послушали экскурсовода и по маршруту терренкура объехали весь Машук, попав чудесным образом снова к Провалу. В лесу снимали белок. От Провала направились к заброшенному зданию на территории санатория им. все того же М.Ю. Лермонтова, снимали развалины графского замка. На пути домой, к вокзалу, мне удалось замечательным образом упасть с велосипеда. Притормаживая передним колесом, попал в ямку на «лежачем полицейском», колесо заблокировалось, и я распластался на асфальте. Хорошо, руки были в перчатках, кожу ободрал только на двух пальцах левой руки. После нехитрой реанимации продолжили путь на вокзал и на электричке вернулись в Кисловодск. Завершающие день мероприятия прошли под знаком цыпленка-гриль из «Магнита», пирожных «Наполеон» из кондитерской неподалеку и белого сухого вина из специализированного магазинчика. Замечательно, в общем. И тем не менее, Пятигорск в свете вершин Домбая выглядит как-то бледно. По итогам дня: Пробег 52,00 км ОБЩИЙ 246,92 км Время в пути 3 часа 10 минут 6 часов 18 минут Ср. скорость 16,42 км/ч 15,1 км/ч Почему-то стал глючить мой велокомп, показал однажды максимальную скорость 77 км/ч. Также заметил потерю насоса.

09 июня 2007 года. Кисловодск Пешая прогулка по городу. Посетили Курортный парк, выпили кофе. На канатной дороге поднялись на г. Малое седло, откуда в город вернулись пешком, и остаток времени посвятили упаковыванию обширных пожитков.

10 июня 2007 года. Кисловодск-Москва В поезде обсуждали схему, дизайн и идеологию сайта. Рождали, так сказать, идею. Прибытие в Москву в 22.45 на Казанский вокзал. Наблюдали трогательные сцены прощания у поезда в Душанбе. Разъехались по домам.

Посмотреть 199 фотографий можно [тут].


Северный Кавказ / Андрей Панисько / 12.07.2007

facebook.com Google Buzz vkontakte.ru Twitter Livejournal Livejournal

Постоянная ссылка на этот отчёт: http://ourways.ru/reports/report-2.html

Комментарии

Добавить комментарий